Назад

Субсидиарная ответственность – действительно ли так эффективна?

21.10.2019

На портале "Право.ru" опубликована статья Управляющего партнера Юридической группы "NOVATOR", адвоката Вячеслава Косакова. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с материалом.

В последнее время всё чаще кредиторы и арбитражные управляющие в процедурах банкротства подают заявления о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, в надежде получить удовлетворение требований кредиторов, а суды всё чаще удовлетворяют такие заявления. И подтверждением этому является статистика «Федресурса» за II квартал 2019 года. Согласно размещённым данным, в рамках дел о банкротстве судами удовлетворены требования о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, на сумму более 154,9 млрд руб.

Но действительно ли это эффективный инструмент? Действительно ли он способствует увеличению шансов на удовлетворение требований кредиторов должника?

И вроде бы сразу напрашивается ответ кредитора: «Да», «Конечно», «А вдруг что-то возможно взыскать…» и т. д. Но многим ли кредиторам удалось получить удовлетворение своего требования за счёт такого инструмента, сколько понадобилось времени для этого? Или это всё же больше мантра для морального удовлетворения?

Достаточно распространённая ситуация, когда имущества у должника на предбанкротном этапе либо совсем мало и его, возможно, хватит только на то, чтобы оплатить услуги арбитражного управляющего и погасить текущие расходы в ходе процедуры банкротства, либо большая его часть находится в залоге у банка, а иным кредиторам не приходится надеяться на получение удовлетворения своего требования от его реализации. В такой ситуации среднестатистический кредитор рассматривает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника.

Ниже я бы хотел рассмотреть несколько маршрутов движения кредитора, которые наиболее часто реализовываются в процедурах банкротства должников при применении такого инструмента, как привлечение к субсидиарной ответственности согласно закону о банкротстве и Постановлению Пленума ВС РФ № 53 от 21.12.2017.

Алгоритмы поведения кредитора

Представим кредитора, который очень терпелив, настойчив и готов пройти все круги, точнее процедуры банкротства, чтобы всё же привлечь лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности (при наличии на то оснований). Его стратегия защиты своих имущественных интересов в таком случае выглядит следующим образом (ниже представлены наиболее распространённые варианты, но отнюдь не единственные): 

I этап.png

Получается, что кредитору для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в среднем необходимо потратить от 10 до 20 месяцев. 

Мы говорим о средних сроках рассмотрения дел, то есть без учёта возможного обжалования, затягивания сроков рассмотрения и вступления в законную силу судебных актов.

Достигнута ли его цель по итогам движения по такому маршруту?

Да, если у лиц, привлечённых к субсидиарной ответственности, есть какое-либо ценное имущество и они с ним ничего не успели сделать (продать, подарить, передать в залог и т. д.) или кредитору удалось обосновать перед судом необходимость принятия своевременных обеспечительных мер на ранних стадиях данного процесса и воспрепятствовать сокрытию активов.

В противном случае путь такого кредитора не заканчивается, так что он двигается дальше. 

II этап.png

В данном случае наиболее активному кредитору следует инициировать новое банкротство лица, привлечённого к субсидиарной ответственности, так как именно в рамках процедуры банкротства арбитражный управляющий обладает достаточно широкими полномочиями для поиска имущества и основаниями для оспаривания сделок с ним (если есть понимание, что данное лицо вообще обладало каким-либо имуществом). А для этого вновь требуются затраты времени и ресурсов.

Следовательно, чтобы кредитору воспользоваться институтом субсидиарной ответственности, нужен минимум один год осуществления различных процессуальных действий для достижения поставленных целей.

А теперь давайте разберёмся, насколько могут быть эффективны такие действия?

В ходе поиска и анализа информации о результативности привлечения к субсидиарной ответственности, к сожалению, я столкнулся с отсутствием последних обобщённых данных, позволяющих оценить влияние этого правового института на динамику удовлетворения требований кредиторов в банкротстве, особенно после введения главы III.2 закона о банкротстве и принятия Постановления ПВС РФ № 53.

В основном различные источники («Федресурс», ФНС РФ, ГК «АСВ») публикуют лишь информацию о размере субсидиарной ответственности, к которой были привлечены лица, в то время как о результатах таких действий информации крайне мало.

И оно понятно, так как если в рамках процедуры банкротства легко получить сведения о размере удовлетворённых требований кредиторов по итогам её проведения, то, когда кредитор получает требование к лицам, контролирующим должника, и самостоятельно определяет, что с ним делать, такие данные получить уже проблематично.

При этом, исходя из нескольких общедоступных публикаций региональных ФНС за период с 2017 по 2019 год, содержащих только точечную информацию о размерах погашения требований к лицам, привлечённым к субсидиарной ответственности, можно сделать вывод, что поступления в бюджет составляют не более 10%. Но это не средняя температура по больнице, а точечные результаты в разных регионах в разные периоды. А вот средняя, скорее всего, гораздо меньше, в районе общей статистики удовлетворения требований при банкротстве – в размере около 5–6% или даже меньше.

На мой взгляд, институт субсидиарной ответственности следует рассматривать не как огромные величины в статистических отчётах, а как один из действенных инструментов, который нужно применять своевременно и в совокупности с иными механизмами в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).

Автор статьи: Вячеслав Косаков

Источник : pravo.ru

Продолжая просмотр сайта, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности